194021, Россия, г. Санкт-Петербург, Институтский пер., д.5 +7 (812) 670-93-76 vestnik_maneb@mail.ru

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТНОЙ РАБОТЫ
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Бардышев О.А., доктор технических наук, профессор, академик МАНЭБ
Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I

В последние годы функционирование экспертных организаций, работающих в области промышленной безопасности, претерпело существенные изменения. Это связано с целым рядом изменений в законодательстве России и изменении направлений в работе контрольных органов по обеспечению промышленной безопасности.

Прежде всего, претерпел существенные изменения Федеральный закон от 21.07.97 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в редакции Федерального закона от 4.03.2013 г № 22-ФЗ, которые предусматривают новые подходы к обеспечению промышленной безопасности и вносят коррективы в деятельность экспертных организаций, работающих в этой области.

Появление Федерального закона от 27.12.02 №184-ФЗ «О техническом регулировании» с изменениями 2007 г привело к новым подходам к обеспечению безопасности техники и оборудования, используемой на опасных производственных объектах (ОПО), на этапе их проектирования (конструирования) и производства.

В настоящее время по постановлению Правительства РФ контроль за обеспечением безопасности техники на этапе проектирования и изготовления осуществляет Ростехрегулирование, входящее в состав Министерства экономического развития, а на этапе использования техники контроль за ее безопасностью на ОПО возлагается на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Система обеспечения промышленной безопасности в России складывается из законодательной и нормативной базы, государственных контролирующих органов (Ростехнадзор, инспекции охраны труда) и органов производственного контроля и охраны труда на предприятиях. В нее входят также экспертные организации, имеющие соответствующие государственные лицензии.

Экспертная организация как большая система. Снижение требований к экспертным организациям (ЭО) при лицензировании и отмена их аккредитации Ростехнадзором привели к резкому росту числа ЭО – примерно в полтора раза при сохранившемся объеме экспертной работы. Введение тендерной системы закупок на предприятиях наряду с увеличением численности ЭО привело к жесткой конкуренции ЭО, снижению требований к качеству экспертных работ и компетентности ЭО, поскольку основным критерием при выборе исполнителя стала стоимость работы, а не ее качество. Это привело к появлению на рынке экспертных услуг организаций, откровенно демпингующих при проведении тендеров, в результате появляются экспертизы, стоимость которых никак не обеспечивает выполнение всего объема работ, необходимого для объективной оценки состояния объекта.

Происшедшее с 2015 г изменение порядка аттестации экспертов привело к сокращению числа аттестованных экспертов из-за новых требований к экспертам и существенному увеличению стоимости аттестации. Большое дробление областей аттестации привело к большим затратам ЭО на аттестацию экспертов, поскольку для обеспечения работы эксперта по объекту ему часто требовалось несколько видов аттестации в одной и той же области надзора.

Ростехнадзором была ликвидирована ранее разработанная Госгортехнадзором Система экспертизы промышленной безопасности (СЭПБ), которая определяла порядок функционирования экспертных организаций, порядок аттестации экспертов, лабораторий неразрушающего контроля и т.п. Новые требования к ЭО и проведению экспертизы были установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Экспертные организации, работающие в области экспертизы промышленной безопасности, можно условно разделить на три группы.

В первую группу входят ЭО, сформированные в составе ВУЗов или предприятий. Эти ЭО обычно имеют одно-два направления (котлонадзор, подъемные сооружения и др.), не являются юридическими лицами и в финансовом плане зависят от образовавшей их организации. Численность экспертов и специалистов в таких ЭО невелика, эксперты обычно совмещают экспертную работу с основной работой в ВУЗе или на предприятии.

Вторую и, пожалуй, наиболее многочисленную группу составляют ЭО, образованные физическими лицами и имеющие статус юридического лица, но работающие по одному-двум направлениям (видам надзора). Эти ЭО имеют относительно небольшой штат специалистов. Основной источник финансов – экспертная работа. В силу своей малочисленности эти организации не всегда могут выделять достаточные средства на развитие материально-технической базы и повышение квалификации специалистов. Последние изменения в законодательстве и нормативных документах существенно усложнили работу этой группы ЭО и привели часть из них к самоликвидации.

Третью группу составляют многофункциональные ЭО, ориентированные на работу в нескольких областях надзора. Эти ЭО являются независимыми в финансовом отношении, располагают достаточно большим количеством специалистов, в том числе высшей квалификации, и кроме экспертной работы осуществляют и другие виды работ, связанные с обеспечением промышленной безопасности, а также могут иметь в своем составе испытательные лаборатории и органы по сертификации. Эти организации располагают хорошей материально-технической базой и библиотекой нормативно-технической литературы, могут выделять необходимые средства на развитие. На такие ЭО опираются территориальные органы Ростехнадзора при необходимости получения помощи при работе с подконтрольными предприятиями.

В настоящее время ЭО решают следующие задачи в области промышленной безопасности:

- оценка технического состояния оборудования, зданий и сооружений на ОПО, в том числе диагностирование и мониторинг технического состояния;

- экспертиза проектной документации, которая не подпадает под действие Градостроительного кодекса;

- экспертиза обоснований безопасности;

- оказание помощи предприятиям в подготовке документации для обеспечения безопасной работы предприятия, в том числе разработка деклараций промышленной безопасности, ПЛАРН и др.;

- обучение и предаттестационная подготовка специалистов, работающих на ОПО;

- участие в расследовании аварий и инцидентов.

При наличии в составе ЭО органов по сертификации и испытательных лабораторий, работающих с оборудованием, используемым на ОПО, в их задачу входит предупреждение поступления не соответствующих требованиям промышленной безопасности техники и оборудования, как производимых на отечественных предприятиях, так и поступающих из-за рубежа.

Возможным видом экспертной работы, широко практикуемым в Европе, может быть оценка состояния ПБ при страховании предприятий.

В полном объеме все эти задачи способны решать только ЭО третьей группы, которые можно рассматривать как подсистемы большой системы обеспечения ПБ, поскольку, являясь частными предприятиями, они участвуют в решении государственной задачи обеспечения промышленной безопасности на ОПО.

Рассмотрим возможные функциональные подразделения ЭО по задачам:

- руководство ЭО;

- экспертиза проектов и иной документации;

- экспертиза оборудования и техники на предприятиях;

- экспертиза зданий и сооружений;

- работа испытательной лаборатории и сертификация;

- обучение и предаттестационная подготовка специалистов;

- лаборатории неразрушающего контроля и электроизмерений;

- проектно-конструкторские работы;

- обслуживающие службы (бухгалтерия, планово-договорная служба, системотехники, хозяйственная служба, водители).

Наличие и состав структурных подразделений зависит от вида и объема решаемых задач, рыночных условий, включая нахождение ниш для работы, возможности получения требуемых экспертов или их подготовки и других внешних и внутренних факторов. В данном случае подразделения рассматриваются как подсистемы большой системы – экспертной организации с наличием вертикальных и горизонтальных связей.

Функции и цели подразделений такой организации различны, но в целом их объединяет одна цель – решение задач в области обеспечения ПБ с необходимым экономическим эффектом. Экономический эффект в данном случае выражается для предприятий предупреждением потерь от аварий и инцидентов, а для ЭО, являющейся коммерческой организацией – получением прибыли от своей деятельности, поскольку всякий труд должен оплачиваться.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что ЭО третьего типа необходимо рассматривать как большую систему, являющуюся подсистемой более сложной системы - Системы обеспечения промышленной безопасности, которая в данном случае рассматривается как надсистема.

По А.Квейду масштабы систем определяются количеством участвующих элементов, а сложность – количеством факторов, влияющих на получение результатов, и величиной энтропии в системе. В данном случае имеем систему, полностью отвечающую этому классическому определению сложной системы. А.Квейд там же отмечал, что важнейшим элементом анализа систем является идентификация проблемы, а цель анализа – предсказание изменений в системах для определения характера необходимых управляющих воздействий.

В исследованиях по анализу сложных систем и системотехнике отмечается, что в комплексе задач, возникающих при исследовании сложных систем, выделяются два их класса – задачи анализа и задачи синтеза. Первый класс изучает особенности и функционирование систем в зависимости от их структуры и значений параметров. Второй – предусматривает определение структуры системы и ее параметров по заданным требованиям.

Применительно к нашему случаю первая задача актуальна для оценки качества управления ЭО, вторая актуальна с точки зрения формирования структуры ЭО и распределения ресурсов и специалистов по подразделениям. Например, если ЭО выполняло большую часть работ по экспертизе подъемных сооружений и объектов котлонадзора, а появилась возможность работать с объектами нефтегазовой промышленности, необходимо выделять ресурсы на формирование нового направления, либо за счет имеющихся, либо путем привлечения ресурсов со стороны.

В данном случае целесообразно рассматривать сложившуюся систему, которая имеет более или менее установившуюся структуру и на создание и функционирование которой были выделены определенные людские и материальные ресурсы. Задача состоит в том, чтобы определить, какие управляемые факторы оказывают наибольшее воздействие на функционирование системы, к каким структурным изменениям система наиболее чувствительна, а отсюда – найти необходимые управляющие решения и структурные изменения в системе, позволяющие повысить ее эффективность в решении поставленных выше задач.

Эти решения могут быть направлены как на перераспределение ресурсов внутри системы, так и поиски оптимальной технологии функционирования ее подсистем и их составляющих, то есть решаемая задача должна включать элементы анализа и синтеза.

Методология системного анализа предусматривает определение целей анализа (идентификацию проблем), определение внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование системы, структурный анализ системы и целей ее элементов, установление связей между элементами и характера взаимовлияния элементов, построение модели системы, выбор критерия ее эффективности и нахождение методов оптимизации системы или ее функционирования по принятым критериям.

Особенностью ЭО как большой системы является требование ее максимальной адаптивности, то есть возможности быстрой перестройки структуры и функций ее подразделений в зависимости от изменяющихся задач. Сформулированная выше генеральная задача функционирования ЭО остается неизменной, но частные задачи меняются с изменением законодательства, руководящих документов по проведению экспертизы в различных отраслях надзора, изменений в других нормативных документах Ростехнадзора, появлением новых видов техники и технологии.

 Например, в результате введения в действие технических регламентов Таможенного союза были отменены разрешения на применение техники на ОПО, выдававшиеся Госгортехнадзором и позднее Ростехнадзором, что привело к ликвидации отделов, занимавшихся испытаниями, экспертизой и подготовкой документов для получения этих разрешений предприятиями, и необходимости переориентирования работавших в этой области специалистов. Особенность ЭО состоит в том, что специалисты и эксперты формируются годами и обычно имеют достаточно узкую специализацию, поэтому такие изменения достаточно болезненны. Проблема адаптации системы к изменяющимся внешним воздействиям является для всех ЭО весьма актуальной, в данном случае происходит либо перевод специалистов в органы по сертификации с переучиванием, либо переключение их на другие виды экспертизы.

Основная цель ЭО достигается при слаженной работе всех подразделений, т.е. при реализации частных целей подсистем, которые не должны противоречить основной цели системы. Вместе с тем в условиях определенной ограниченности ресурсов на создание и функционирование системы между подсистемами могут возникать противоречия, например, при распределении средств, при доступе к приборному оборудованию, при выделении площадей и средств транспорта и т.п.

Эти противоречия отражают взаимосвязь противоположностей в подсистемах в составе целой системы. Единство этих противоположностей предусматривает взаимную обусловленность, достижение равновесия или равнодействия, поскольку все подсистемы подчинены глобальной цели системы. Поэтому противоречия можно рассматривать как внутренние и неантагонистические, часть из которых являются основными, а часть – неосновными.

Результативность системы во многом зависит от согласованности действий ее подсистем и элементов. Поэтому анализ характера связей и взаимовлияния элементов следует считать важнейшей составляющей общего анализа системы с позиций повышения эффективности ее работы. Подчинение внутренних связей в системе одному из основных законов диалектики – закону единства и борьбы противоположностей позволяет определить на этой основе методологию анализа системы и поиска путей повышения ее эффективности. Анализ связей между подразделениями и их оптимизация особенно важен при экспертизе крупных объектов, где необходимо привлекать экспертов нескольких направлений, а также специалистов лабораторий, в том числе с формированием временных коллективов.

Из теории управления известно, что при оценке эффективности систем и их элементов рекомендуется руководствоваться следующими методологическими принципами:

- рассматривать оценку эффективности с позиции системного подхода, который в соответствии с диалектическим законом взаимосвязи и взаимообусловленности процессов и явлений предусматривает исследование объекта не только как совокупности взаимосвязанных элементов, но прежде всего, как целостной самостоятельной системы, каждый из элементов которой представляет собой систему низшего порядка;

- разрабатывать систему главных критериев для системы на основе критериев оценки каждого из элементов с согласованием и взаимоувязкой частных критериев;

- использовать современные экономико-математические методы для получения количественных оценок;

- выбирать методы оценки, обеспечивающие гибкость и чувствительность к изменению условий функционирования системы.

С учетом того, что для различных подразделений ЭО выработать единые критерии эффективности в условиях имеющихся внутри системы противоречий затруднительно, представляется целесообразным использовать принцип Парето. Принцип Парето предусматривает, что единый критерий системы должен обеспечить возрастание степени достижения главной цели системы при увеличении степени реализации частных целей подсистем с учетом их ранжирования.

Это означает, что достижение целей более низкого ранга не должно противоречить целям более высокого иерархического уровня. Следовательно, критерий оптимальности может быть представлен в виде вектора, составляющими которого являются не сводимые друг к другу критерии подсистем. Поскольку достижение эффективности отдельных подсистем может представлять собой многокритериальную задачу, то, как отмечает Н.Н.Моисеев, принцип Парето не дает единственного решения, а сужает множество возможных решений, и, следовательно, создает предпосылки для получения эффективного компромисса.

Поскольку условия работы многофункциональных ЭО отличаются в целом большой неопределенностью – неравномерность поступления заказов, задержки с предоставлением заказчиком необходимой информации, неравномерность нагрузки в течение года на различных направлениях, изменения в нормативной документации, появление конкурирующих организаций на рынке услуг, то получить точные количественные оценки взаимного влияния подсистем затруднительно. В этом случае задача сводится к поиску области возможных решений, которые будут предпочтительнее других вариантов, и поиску компромиссных вариантов внутри этих областей.

При множестве А целей подсистем достижение цели аi C А обеспечивается множеством допустимых решений Хi. Принятие решения хi С Хi требует затрат ресурсов wii). Возможное выделение средств на реализацию цели аi ограничивается величиной Wi . При принятии решения хi эффективность по цели аi равна Эii). В этом случае максимальное достижение цели а описывается задачей max Эii) при условии wi (xi)< Wi  Общая цель системы будет представлять собой вектор {Эii), …Эnn)}.

В нашем случае данная задача не может быть сведена к оптимизации распределения ресурсов между подсистемами – подразделениями ЭО или направлениями. В целом решение может быть получено путем составления некоего плана и последующего улучшения его по заранее выбранному критерию применительно к изменяющимся условиям. В принципе такие задачи при линейном характере критериев для какого-то периода имеют решение классической задачи симплекс-метода линейного программирования. Вместе с тем в реальных условиях функционирования ЭО такой подход вряд ли возможен, учитывая большую степень неопределенности и влияние человеческого фактора, поэтому скаляризация процесса для всей системы нереальна.

Включение в концептуальную модель системы человеческого фактора, имеющего существенное значение в таких системах, требует применения неформальных методов анализа, характерных для общественных наук. В этом случае альтернативой может быть использование человеко-машинных систем, позволяющих объединить формальные и неформальные методы. Однако, поскольку такие методы междисциплинарных исследований пока еще разработаны недостаточно, представляется целесообразным аппроксимировать влияние неформальных факторов соответствующими функциями или множителями в тех случаях, когда система достаточно чувствительна к ним. При нечувствительности или малой чувствительности к ним системы предполагается давать только концептуальную оценку их влияния.

Для реализации подобных проблем теория больших систем предполагает возможность применения принципа поэтапной оптимизации, предусматривающего совместную оптимизацию системы и ее структурных элементов. Применительно к данной системе принцип поэтапной оптимизации предусматривает оптимизацию функционирования отдельных подсистем, для чего предполагается разрабатывать частные модели со своими критериями для каждого направления (подсистемы), обосновать общий критерий системы и согласовать с ним частные критерии. В последующем целесообразно построение концептуальной модели системы в целом и подсистем и нахождение методов ее оптимизации.

С учетом наличия неформализуемых процессов в частные модели рекомендуется включать процессы, оказывающие существенное влияние на поведение всей системы в целом, систематизировать и укрупнять исследуемые элементы системы, например, воспользоваться методом множителей.

Чтобы понять требования системного анализа к многофункциональным ЭО, необходимо идентифицировать и классифицировать эти системы. В настоящее время не существует общепринятой классификации систем, хотя некоторые принципы классификации являются более или менее применяемыми.

Большую систему ЭО по ее функциональным задачам можно рассматривать как общественную организационную систему. По связям с внешней средой система классифицируется как открытая, обменивающаяся со средой информацией и материальными средствами и имеющая входы и выходы. ЭО также рассматривается как целенаправленная общественная система, цели которой формируются внутри ее.

 По степени организации ЭО может классифицироваться как самоорганизующаяся система, имеющая в своем составе активные элементы, позволяющие приспосабливать систему  к изменяющимся условиям среды, но одновременно вызывающие неопределенность в поведении системы, что затрудняет управление ею. Как отмечалось выше, из-за присутствия в них кроме количественных также качественных факторов эти системы трудно поддаются формализации описания. Поэтому такие системы рассматриваются как стохастические, оценка и прогнозирование функционирования которых могут быть только вероятностными.

По характеру зависимости выходов рассматривают комбинаторные системы, где выход зависит только от входа, и секвентивные, где выход зависит от входа и работы самой системы. Очевидно, что ЭО относятся ко второму типу, поскольку их функционирование определяется как количеством и характером заказов, так и эффективностью работы самой системы.

Рассмотренные принципы анализа и синтеза больших систем и являются основой для рассмотрения возможных управленческих воздействий на работу ЭО для обеспечения эффективного решения стоящих перед ЭО задач в области промышленной безопасности. Эти воздействия могут прилагаться как к отдельным элементам (подсистемам), так и ко всей системе в целом. Последние должны иметь комплексное воздействие на работу ЭО, например, формирование или совершенствование формы оплаты труда персонала, морального и материального стимулирования, обеспечение комфортных условий труда и т.п.

Эффективность управленческих решений принимаемых экспертной организацией зависит от целого ряда факторов, к основным из которых относятся:

- оптимальное формирование структуры ЭО;

- оптимизация распределения обязанностей среди сотрудников ЭО;

- правильный подбор специалистов (экспертов) для решения задач и формирование экспертных коллективов;

- осуществление эффективного контроля за работой сотрудников и прохождением документов, в том числе за качеством и сроками выполнения работ;

- контроль за квалификационным уровнем специалистов и экспертов, повышением их квалификации, обеспечение своевременной аттестации или переаттестации;

- организация рабочих мест и информационное обеспечение выполнения экспертных работ;

- проведение систематического экономического анализа работы ЭО, выявление неэффективных с экономической точки зрения направлений, оценка затрат на выполнение тех или иных видов работ;

- моральное и материальное стимулирование исполнителей и руководителей;

- организация взаимодействия с Ростехнадзором и Ростехрегулированием, а также с другими экспертными организациями;

- организация работы с заказчиками и подготовка тендеров;

- учет выполненных работ, их архивирование и обеспечение доступа к ним заинтересованным лицам из числа специалистов ЭО;

- обеспечение конфиденциальности при выполнении экспертных работ и неразглашение результатов сторонним лицам;

- организация рекламной работы.

Принимаемые при работе ЭО решения можно рассматривать как стратегические и оперативные. Стратегические решения принимают общее собрание акционеров, совет директоров или аналогичные органы, оперативные решения – генеральный директор (директор), который по уставу является исполнительным органом ЗАО или ООО – основной формы ЭО.

К стратегическим решениям относятся вопросы основных направлений работы ЭО, их стратегического развития, вступления в различные союзы, ассоциации, внесение изменений в устав, формирование управляющих органов ЭО.

 Оперативные вопросы, решаемые генеральным директором, его заместителями и руководителями отделов и служб, должны обеспечивать реализацию стратегических решений, а также целей и задач ЭО с учетом указанных выше факторов. Решения, принимаемые на низших уровнях, не должны противоречить решениям руководства, поскольку по существующим нормам, за итоги экспертизы отвечает руководитель ЭО.

Выводы. Рассматривая многофункциональную экспертную организацию как большую систему и применяя к ней системный подход с учетом всех влияющих на нее факторов можно создать модель, функционирование которой в заданных условиях будет близким к оптимальному. С учетом характера внешних и внутренних связей системы формируется система управления организацией, обеспечивающая эффективность ее функционирования.

При выработке решений необходимо учитывать влияние внутрисистемных связей в ЭО, организацию взаимодействия между подразделениями, а также человеческий фактор, имеющий особенно большое значение в ограниченных коллективах, какими являются ЭО. Во всех случаях руководитель должен просчитывать результаты принятых решений, и их соответствия стратегическим целям функционирования экспертной организации.

 

Автор: Бардышев О.А., доктор технических наук, профессор, академик МАНЭБ
Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I

Статья опубликована в журнале 
Вестник МАНЭБ том 25 № 2 за 2020 год